Во Владимире открылась выставка амбротипов Ильи Полякова

1.07.2025

Фотографии, которые не боятся времени. Во Владимире открылась выставка амбротипов 19-го века. Только созданы они современным автором. Работает в старинной технике фотографий на стеклянных пластинах Илья Поляков. Более полусотни снимков художник представил в стенах областной научной библиотеки. Познакомилась с автором и его работами — Лада Кочетова.

- Дорожная камера — считалась компактной, вот у нее ручка, чтобы ее куда-то таскать. И в общем-то многие камеры, которые снимают на стекло — они до сих пор устроены по такому же принципу.


Вместо холста — стекло, вместо кисти — камера с «эффектом бога». Аппарат 1906 года, произведён — в Австро-Венгрии — это рабочий инструмент фотографа Ильи Полякова. Меха — разворачиваются, а внутрь вставляется кассета со стеклом. Резкость, диафрагма, экспозиция — всё это настраивается, не только с помощью камеры и объективов. На маленький — натюрморты с выдержкой 3-4 минуты. Объектив побольше — использует фотограф для портретной съемки.

- Стеклянная пластина дополнительно шлифуется мелом, обрабатывается край, чтобы не порезаться. И потом его поливают коллодием, в котором растворены несколько солей. Когда вы поливаете пластину коллодием, нельзя держать ее пальцами. Потому что, как не странно тепло пальцев нагревает стекло, эфир в этих местах начинает испаряться, либо через тряпочку это делается, я использую присоску для стекла.

10-15 этапов — перед созданием произведения. Технология сложная и порой совершенно непредсказуемая. Даже сам автор не может сказать, почему на той или иной фотографии получаются линии, пятна, размытости. Своеобразный «эффект бога», когда стечение обстоятельств — становится соавтором творца. Заниматься этим искусством Илья Поляков начал всего полгода назад. С детства его окружали предметы старины, отец был коллекционером антиквариата, а самому фотографу — близки исчезающие профессии. Илья — и кует немного, и туеса вяжет. А теперь еще — делает фотографии из 19 века.

Илья Поляков, фотограф:

Вот этот шарм амбротипии, когда по краям какие-то огрехи, в центре картинки, но они, на мой взгляд не мешают восприятию, наоборот такую индивидуальность предают снимку. Но вот я за этим не гонюсь. Мне в амбротипии интересно не качество, хотя это конечно тоже интересно, а скорее то, что амбротипия часто передаёт характер человека.

Первые два месяца — фотографии не получались. За это время в канализацию ушло реактивов на 40 тысяч рублей. Но Илью не испугали не трудности, не дороговизна. Фотограф исправлял ошибки, в его объектив попадались соседи, друзья. А затем — автор начал специально искать фактурных людей, чтобы «вытащить» их характер наружу.

- Вот эта девушка будущий медик, будущий врач, интересна тем, что это — ретро-девушка. Если на нее надеть футболку современную, джинсы, она выглядит чужеродно абсолютно. То есть она — какая-то сразу блёклая, не интересная, но в то же время, если соблюдать стилистику 20 годов — это ярчайший типаж.

Студенты медики, филологи, журналисты, сапожники, автомеханики — герои произведений Ильи Полякова. На персональной выставке он представил 54 работы. Среди портретов — изображение Павла Шебанкова — владимирского гида и специалиста регионального Киноцентра. Его типаж автор тоже хотел запечатлеть. На белую футболку — импровизированно повязали платок — одежда модели сливалась с фоном.

Павел Шебанков, заведующий отдела культурных проектов ГБУК ВО "Киноцентр":

Мы делали 2 снимка, около часа примерно. Потому что это процесс, процесс очень трудоёмкий. Процесс очень внимательный со стороны художника. Потому что ему ничего нельзя упустить. В это время ты ждёшь сидя, неподвижно,  понимая что все равно мимические меняются какие-то твои движения. Чтобы не съехать — подголовник держит тебя.

Амбротипы с эффектом бога — выставлены в областной научной библиотеке во Владимире, на Дзержинского, 3. Увидеть работы может каждый желающий еще на протяжении месяца. В планах у автора — создание еще более масштабной выставки, где будет представлена в том числе запечатлённая на стекле обнаженная натура.

Лада Кочетова, Владислав Панин, телеканал «Вариант»