Владимиро-Суздальский музей-заповедник презентовал новую выставку под названием «Христос и грешница»

13.12.2024

Произведение искусства обрело имя. Владимиро-Суздальский музей- заповедник презентовал новую выставку под названием «Христос и грешница». В рамках этой экспозиции в Палатах представили всего одну картину. Она поступила в фонд музея больше 100 лет назад. Всё это время её автор был неизвестен. Но в этом году благодаря большой исследовательской работе специалисты смогли установить происхождение картины. Результат экспертизы стал настоящей сенсацией. Оказалось, что во Владимире больше века хранили редкий образец итальянской живописи эпохи раннего барокко.

Когда-то эта картина украшала усадьбу Храповицкого в Муромцево. И как говорят сегодня в музее - знаменитый предводитель губернского дворянства даже не догадывался насколько уникальный шедевр он смог приобрести. На полотне запечатлён известный библейский сюжет о Христе и грешнице. К этой истории в своём творчестве обращались многие. Но имя автора конкретно этой картины оставалось неизвестным более 100 лет. В фонд музея она поступила из усадьбы Храповицкого в 1920 году.

Олег Рыжков, заместитель генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника:

У нас она поступила в достаточно плохом состояние. Была отреставрирована. И долгое время приписывалась перу различных итальянских художников. Но в 2015 году молодой нижегородский учёный Игорь Акимов сделал предположение, которое потом было подтверждено в его диалоге с признанными международными искусствоведами о том, что это Антиведуто Грамматика.

Антиведуто Грамматика -  итальянский живописец раннего барокко. Караваджист. Ранее в России официально была представлена только одна работа этого мастера - она хранится в Эрмитаже. А в этом году специалисты сделали сенсационное заявление - в нашей стране сохранилась ещё одна картина итальянского живописца. Это - "Христос и грешница". Исследование проводили в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Эксперты установили оригинальный характер живописи.

Татьяна Меркулова, заведующая сектором изобразительного и прикладного искусства Владимиро-Суздальского музея-заповедника:

Ключевое значение здесь играет освещение. Которое падает сверху. И мы с вами видим, как обнажается лицо, грудь грешницы. Блики падают на лицо Христа. На одежду его. Как освещаются складки одежды, чалма этого старца. Глухое такое замкнутое пространство. Оно ограничивает как бы объект внутренний. Но это вписывается в принципиальную композиционную схему построения караванджиских произведений.

Специалисты Владимиро-Суздальского музея-заповедника рассказывают - в нашей стране западно-европейская живопись украшала многие имения. В том числе, владимирской губернии. В усадьбах нашего края хранились картины итальянских, нидерландских, немецких художников. И сегодня их можно увидеть в Палатах. Вместе с картиной "Христос и грешница", в музейном комплексе в рамках отдельной экспозиции представили уникальную коллекцию произведений западноевропейских мастеров. Все эти картины поступили в собрание музея в начале 20 века из владимирских имений в результате национализации.

- Вот эта картина по художественной значимости следует за "Христом и грешницей". Художник здесь неизвестен. Мы его не знаем. А называется она "Пейзаж с охотниками". Но вот именно этот итальянский пейзаж, фигурки на первом плане, как кукольные - показатель очень высокой школы изобразительной. Это образец достаточно высокого очень уровня западноевропейской живописи.

Фотографическая точность изображения, детальная проработка сюжета и цветовая гармония. Это про западноевропейскую живопись из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Авторы многих представленных работ - неизвестны. Но специалисты говорят - это дело времени. Вполне возможно, что когда тайна происхождения этих произведений искусства будет разгадана -  нас ждёт новая сенсация.

Ирина Шульга, Алексей Кандалов, телеканал «Вариант».