Панно "Очелье" на улице Спасской во Владимире стрит-арт керамист Елизавета Комарова создавала на протяжении 25 дней

16.09.2024

Золотым — по трещинкам и ошибкам в имитации техники кинцуги. В центре Владимира на улице Спасская появилось керамическое панно «Очелье». Работа отсылает к оригинальным фасадам церкви Святой Елизаветы рядом с больницей скорой помощи. Создала панно Елизавета Комарова в рамках фестиваля «33ZAGFEST». Наша съемочная группа побывала в мастерской художницы-керамистки и узнала о процессе создания масштабной работы, а также о творческом пути ее создателя.

- Бывает, что глазури состоят из 4 баночек, можно сделать глазурь из одной — нефелинсиенита, в нём всё практически есть, но глазурь будет нестабильной. Поэтому, чтобы ее стабилизировать — нужно всё остальное.

Цинк, каолин, диоксид титана — вещества необходимые в мастерской. Но это, отнюдь, не химическая лаборатория. Здесь творит художник-керамист. «Оператор» баночек и материалов — Елизавета Комарова. Сейчас — она в процессе создания глазури, необходимой для покрытия любого изделия. Во время взвешивания  веществ работает мастерица в маске — «дышать» постоянно порошками нельзя — это ведет к профессиональной болезни керамистов — силикозу. Из-за этого и генеральную уборку Лиза делает в мастерской ежедневно. Но есть и совершенно безопасные вещества.

- Вот диоксид титана — его добавляют в тортики, чтобы сделать белый крем. Это очень пищевая история, и, когда я проходила глазурный курс, одна девочка хотела сделать бутербродную глазурь, это глазурь, которую можно съесть в необожженном виде и ничего тебе не будет.

На «лабораторном столе» глазурь №39 «Кристина». Называется она так в честь подруги Елизаветы. Однажды она забыла добавить диоксид титана. Из-за этого класть вещество пришлось на глаз. Так получилась совершенно другая, но красивая глазурь. Как говорит сама Елизавета, любая ошибка в труде керамиста — ведет к результату. Опыты и эксперименты — основная составляющая творца. Так, карбит кремния в печи устраивает «пенную вечеринку», а диоксид железа — оставляет на изделии интересную крапинку. Получившееся вещество смешивается с водой один к одному, а потом перемешивается. Затем Елизавета пропускает «химическое тесто» через сито.

- Так как объем большой, не очень страшно, что что-то не перемешалось.

Готовой глазурью художник-керамист покрывает изделия, а затем отправляет их в печь при температуре 1200 градусов. От нуля до готового изделия уходит несколько недель. Керамикой Елизавета Комарова начала заниматься уже около 6 лет назад. В то время она только выпустилась из архитектурного и пробовала для себя разные увлечения. Пошла работать в гончарную мастерскую администратором, затем и сама стала мастером.

Елизавета Комарова, художник-керамист, стрит-арт керамист:

Мне больше всего нравится, что в керамике можно бесконечно много учиться. То есть это та сфера, в которой постоянно появляются новые знания, есть еще большой накопленный опыт. И все пробуют, экспериментируют, что-то новое. Поэтому это бесконечный поиск чего-то. Бесконечное изучение, вытаскивание секретов, новые рецепты глазури, способы обжига. И это всё меня очень заинтересовало, то есть мне интересно. Это вот моя личная формула счастья.

В прошлом году Елизавета Комарова впервые попробовала себя в качестве стрит-арт керамиста. В рамках фестиваля уличного искусства «33ZAGFEST» она создала панно на заборе завода «Автоприбор». В этот раз свой опыт повторила с бесконечной любовью к нашему городу и его архитектуре. Вдохновлялась -  оригинальными фасадам церкви Святой Елизаветы рядом с больницей скорой помощи.

- Я выкатываю на раскатчике пласты, накладываю свой шаблон, лекало. Прорезаю. А вот это уже отдельно — прорезаю потом, каждую индивидуально. Например, вот эти части у меня были объемные, а вот эти — я внутрь прорезала, в рельеф.

По плиточке — так создавалось панно «Очелье». Это — славянская повязка для волос, или часть наличника. По форме панно — своеобразное окно в прошлое, которое показывает, что современные творцы могут найти в той эпохе источники вдохновения и мыслей.  На создание панно ушло 25 дней и без приключений не обошлось. Одна из деталей общего «пазла» буквально взорвалась в печи.

- Если даже чуть-чуть недосушенную работу  поставить в утильный обжиг, то она взрывается. То есть происходит то, что вода внутри, глина начинает бурлить, и она разрывает работу изнутри, и даже если чуть-чуть недосушенную работу поставить, то от нее могут отлетать куски и они могут отлетать в разные стороны. Поэтому, не торопитесь, когда занимаетесь керамикой!

Сейчас Лиза трудится каждый день, пиалы, чашки, блюдце и каждое — уникально. А совсем недавно девушка начала изготавливать авторские зеркальца-наличники. Увидеть готовую работу Лизы — авторское панно — может каждый желающий. Расположена она на одной из белых стен на улице Спасской. Прямо напротив смотровой площадки «Владимирская вишня». Интересная особенность работы — золотые линии. Это— имитация японской техники кинцуги, когда ты не прячешь свои ошибки и трещины, а наоборот, показываешь, что они прекрасны. Это опыт, благодаря которому и сам мастер стал лучше.


Лада Кочетова, Владислав Панин, телеканал «Вариант»