В армию - с инвалидностью первой группы

25.10.2017

Жительница города Владимира пытается доказать военному комиссариату, что ее сын Фёдор - инвалид с детства. Врачи медицинской комиссии военкомата больше месяца заставляют маму вместе с нетранспортабельным сыном часами проходить изнурительные обследования и сдавать анализы. Сегодня же Елена Брайловская решила привезти своего ребенка на медкомиссию, чтобы врачи воочию убедились в том, что её ребенок призывного возраста не подлежит призыву на военную службу. Тему продолжит Кирилл Ужегов.
Федор Брайловский стал инвалидом практически с первых дней после рождения по вине врачей, рассказывает его мама Елена. Из-за врачебной ошибки, неправильно и не вовремя оказанной помощи молодой человек на всю жизнь остался инвалидом. 
Елена Брайловская, мама Федора Брайловского
"Его уронили где-то на 3 сутки. Кровоизлияние 3-4 степени с разрывом мозговых оболочек. Стала нарастать водянка. Вместо того, чтобы отправить нас к нейрохирургам, нас в Доброе. Там они что-то пытались сделать, чтобы все рассосалось. В неврологию нас не отправляли В итоге нам сказали - мы надеялись, что он умрет. Потом первый шунт ему поставили в 1,5 года. Но было поздно. Мозг был на сантиметр от черепа продавлен. В общем, была сплошная мозговая жидкость в голове."
В итоге Федор полностью ослеп и до 15 лет передвигался только в инвалидном кресле. Благодаря реабилитации в специальных учреждениях и уходу, уже три года может понемногу ходить, но при помощи мамы. Сейчас в 18 лет, чтобы отправиться на следующий курс реабилитации, Федору необходим военный билет. Но получить его даже с такими диагнозами, как у Федора, не так просто. Елена Брайловская, придя в военкомат, выяснила, что ее сын не стоял даже на первичном учете по инвалидности. Кроме того, врачебная комиссия комиссариата выдала ему целую стопку направлений на обследования и анализы, не обращая внимание на то, что призывник практически не транспортабелен. Объяснить действия медкомиссии военный комиссар Октябрьского и Фрунзенского районов сразу не смог. Более того, запретил нам общаться с председателем врачебно-медицинской комиссии. 
"Не буду я представляться вам!- Вы военный комиссар ?- Вот  там на табличке все написано. Выйдите отсюда. Выйдите из здания. Потом с вами поговорим. Без камер я все объясню."
Позже в военкомате оправдались - никакой ошибки с их стороны допущено не было. Сотрудники военного комиссариата действовали в соответствии с законом, согласно которому, чтобы освободить гражданина от военного призыва, нужно выполнить ряд требований. Но никто не смог объяснить маме ребенка-инвалида, что подвергать самого призывника изнурительным процедурам не обязательно. 
"Я их попросила, чтобы они над матерями больше так не издевались. Чтобы эти вопросы решали сами. Они мне сказали, что им угрожать не надо."
Андрей Прудников, правозащитник
"При первоначальной постановке на воинский учет, а также при призыве на военную службу, медосвидетельствование граждан, имеющих инвалидность первой группы или имеющих группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, то есть пожизненную инвалидность, в таком случае экспертиза проводится заочно. Либо с согласия самого инвалида, если он дееспособный, но не трудоспособный, либо с согласия законного представителя. "
Такая сложная и затратная по времени и силам бюрократическая схема, в первую очередь, нужна для борьбы с уклонистами, говорит военный комиссар Октябрьского и Фрунзенского районов. А то, что из-за проволочек с документами Фёдор не сможет отправиться в реабилитационный центр и не получит должного ухода, никто не думает. Просто такова процедура. 
Виктор Молоданов, военный комиссар Октябрьского и Фрунзенского районов
"Все ребята, которые имеют любые патологии, даже малейшие, например плоскостопие  - проходят через эту процедуру. Все идут в лечебные учреждения, все заполняют акты исследования состояния здоровья. Потом их приносят сюда. И уже на основании этого акта потом делают заключение врачи. Врачи у нас не штатные, а с лечебных учреждений города.  Они формируются в медкомиссию на время призыва. У нас независимые врачи."
Военный комиссар Владимирской области Владимир Кручинин, узнав о непростой ситуации с призывником, незамедлительно выехал в военный комиссариат, чтобы встретиться с Федором и его мамой. В результате, чтобы уладить конфликт, комиссар региона обещал Елене Брайловской оказать содействие в оформлении всех документов. 
Владимир Кручинин, военный комиссар Владимирской области
"Мы уточнили вопросы, по которым мы сами проведем ряд процедур. При необходимости я сам встречусь с главным врачом, чтобы не мать ездила. В качестве исключения мы сделаем так, что наши сотрудники сами съездят и заберут документы. Но это не будет системой, работники военкомата не обязаны собирать документы, подтверждающие болезнь юношей."
Особый интерес к случаю Федора Брайловского возник и у Военной прокуратуры Владимирского гарнизона. Специалисты ведомства проконтролируют, чтобы все права призывника были соблюдены. 
Артём Осычнюк, помощник военного прокурора Владимирского гарнизона
"С началом призывной капании осени 2017 года Прокуратура Владимирского гарнизона начала проверки в военных комиссариатах области по вопросам призыва граждан на военную службу. Ситуация с указанным призывником также будет на контроле в прокуратуре Владимирского гарнизона. При наличии нарушения закона будут приняты меры прокурорского реагирования."
Помимо этого, призывники могут обращаться с вопросами и жалобами на действия военкоматов в военную прокуратуру владимирского гарнизона. Прием специалистами проводится на базе Областного военного комиссариата на улице Лермонтова. Что касается случая с Федором, военный билет он получит по решению призывной комиссии после предоставления всех документов. 
Кирилл Ужегов, Дмитрий Манапов, телеканал "Вариант".