Единый номер 112 принимает до трёхсот вызовов в сутки и это - только на территории областного центра

28.09.2017

Больше месяца во Владимире в режиме промышленной эксплуатации работает центр обработки вызовов системы 112. В ближайшие месяцы операторские залы будут оборудованы во всех муниципальных образованиях. Тогда единый номер экстренных служб заработает в полную силу. Пока номер 112 действителен только на территории Владимира. Тем не менее, операторы уже обработали с десяток тысяч звонков. Как функционирует операторский центр и какие планы по его развитию? Светлана Барашкова побывала в диспетчерском эпицентре.
"Скажите, пожалуйста, а где это случилось? Ага. Проспект Ленина?"
Казалось бы, некритичная, на первый взгляд, ситуация - на проезжую часть почти в самом центре города упало дерево, которое мешает проезду машин и проходу владимирцев. Только куда обращаться в таком случае? Редкий владимирец точно знает, куда жаловаться: в управление ЖКХ, управкомпанию или пора звонить экологам. Номер 112 принимает и такие вызовы. В экстренную службу в этом случае обращение не требуется - оператор звонит в ЕДДС - это муниципальная единая диспетчерская дежурная служба.
"Да, в сторону Москвы. По словам заявителя, перекрыло движение. По словам заявителя, перекрыло движение. Спасибо."
Для того, чтобы решить - какие силы и средства привлекать по вызову - оператор составляет максимальную картину происшествия в ходе опроса. Правда, у него на это - только семьдесят секунд. Вся информация идёт в специальную карточку. В целях оптимизации работы при действительно экстренных вызовах эта карточка отправляется сразу в несколько экстренных служб - к таким же операторам в дежурную смену. И на опрос времени уже нет - вызов может моментально направляться нескольким дежурным.
Максим Юшин, зам. начальника Центра обработки вызовов системы 112
"Например, когда происходит крупное ДТП. Требуется вызов скорой помощи, ГИББД, возможно, спасателей, возможно, пожарных. Заявителю сколько придётся по времени вызывать, одну, вторую, третью службу? А здесь всё происходит за один звонок."
При необходимости оператор 112 организует конференц-связь - и тогда обращение заявителя услышат сразу все службы, куда пошёл дозвон. И таких вызовов в сутки у операторов - до трёхсот. Правда, половина из них - детская шалость или хулиганские выходки. Отказать в приёме вызова нельзя, наказание пока тоже не предусмотрено. В дежурной смене сегодня - три оператора. Они прошли специальное обучение в учебно-методическом центре по ГО и ЧС. Планируется, что новая смена операторов пройдёт обучение уже в самом центре 112 - вот в этом кабинете.
"Здесь будет стоять оборудование, которое будет полностью дублировать оборудование операторского зала. Но сервер, через который будет проходить программа и обучение, не будет подключён к общей базе."
Преподавать будут так же специалисты из УМЦ. Если основной зал будет перегружен, здесь так же смогут работать операторы. Ещё одно рабочее место в центре до сих пор пустует - это должность дежурного психолога. Он нужен и при работе на вызовах - например, чтобы успокоить пострадавших, а так же в нём нуждаются и операторы центра. В должности психолога будет входить обслуживание комнаты психологической разгрузки. В помощь будущему душевному лекарю - массажное кресло и антистресс-программы.
"Несколько режимов массажа - релаксация, комплексная терапия, антистресс, аэромассаж и общий массаж. Выбирается один из вариантов и устанавливается время."
Сегодня центр обработки вызовов системы 112 оборудован всем необходимым для комфортного пребывания здесь операторов. Душевые, просторная кухня, комната отдыха и даже лифт для инвалидов - в зале обустроено одно рабочее место на случай, если будет трудоустроен сотрудник с ограниченными физическими возможностями. Войти в каждое помещение можно только при помощи смарт-карты, причём операторы, к примеру, не смогут посетить серверную, а системный администратор не нагрянет в комнату для отдыха. Но в центре ещё предстоит многое преобразовать: оборудовать дополнительную спальню, доделать учебный класс и настроить систему навигации. Центр обработки вызовов работает по адресу Гастелло, 15 - в одном здании с аварийно-спасательной службой области. 
Светлана Барашкова, Алексей Ковалёв, телеканал "Вариант".