Сегодня - Международный день настройщиков фортепиано

4.04.2017

Таких специалистов в нашей области - всего несколько человек. Один из них - Виктор Иванович Фокин. Он работает в областной филармонии. Виктор Иванович - Член международной ассоциации фортепианных мастеров "Европиано". В профессии он уже почти тридцать лет. И ни разу не пожалел, что выбрал именно этот путь. Насколько важна работа настройщика, и из чего складывается музыкальная гармония, -  узнала Екатерина Старикова.
Александра Загреднюк, артистка Музыкально-просветительского театра Владимирской областной филармонии:
"Думаю, что продолжать нет смысла играть на таком инструменте. Сами слышите, что инструмент расстроен. Звук не услаждает слух. Но хочу сказать, что это очень старинный инструмент. То есть, он в филармонии стоит для украшения, мы, конечно же, на нём не играем. Но как как пример ненастроенного инструмента, конечно же, - это хороший пример."
Пианистка Александра уже более 20 лет - за инструментом. И знает наверняка, что настройка фортепиано - основная составляющая удачного выступления. Музыкальная гармония получается лишь, когда действует тандем: хороший исполнитель и грамотный настройщик инструмента. Настройщики - бойцы невидимого фронта. Они всегда за кулисами, но их труд и умение очень важны для музыкантов и зрителей. Ведь даже детский слух улавливает диссонанс и дисгармонию плохо настроенного инструмента. Профессиональный настройщик должен обладать идеальным слухом, а вот умение играть на инструменте - не то что не обязательно, а даже вредно. К примеру, на Западе при составлении контракта с таким специалистом ему запрещают заниматься концертной деятельностью. Виктор Фокин соответствует всем этим параметрам: музыкальным инструментом не владеет, зато имеет идеальный слух. Который так важен в процессе настройки.
"Проверяется работа инструмента, проигрываешь инструмент - это обязательно. Проверяется работа механики. Как опускается каждая клавиша. То есть, чтобы было определённое опускание. Тут допуски идут всего пол миллиметра."
Настройщиков можно назвать музыкальными ювелирами. Одно неловкое движение - и струна или молоточек испорчены. Только в одном этом инструменте около ста пятидесяти разных регулировок. Все октАвы должны звучать чисто. Все квИнты должны быть сужены на одно биение в секунду, все кварты расширены на одну целую четыре десятых биения в секунду. - Всё выверено и чётко, как в математике. Главные инструменты настройщика - камертон и ключ. После того, как проверены клавиши, педали, и внутренности рояля, - начинается работа мастера как интонировщика. Интонирование инструмента - это вселение в него души, - уверен Виктор Иванович. И даже настроение мастера здесь играет свою роль.
Виктор Фокин, настройщик фортепиано:
"У меня сегодня хорошее настроение. Солнце светит, благодать. Дома всё хорошо: внуки не болеют, дети. - Радостно на душе. Я инструмент настрою - будет петь, просто петь. Завтра - настроение чуть хуже, погода не такая, ещё что-то  - ну жизнь есть жизнь. Инструмент будет настроен чисто. Но петь не будет."
Виктор Фокин из музыкальной семьи - дед пел в церковном хоре, многие родственники играют на музыкальных инструментах. В том числе, две его дочери и четверо внуков. Сам же Виктор Иванович не жалеет, что не стал музыкантом. Несмотря на это, инструмент для него - это живое существо с душой. Свою же душу мастер каждый раз во время настройки вкладывает в звук рояля. Екатерина Старикова, Алексей Ковалёв, телеканал "Вариант".