День рождения владимирского автобуса

31.03.2017

В этот день, тридцать первого марта, восемьдесят два года назад в областном центре был открыт первый автобусный маршрут. Начинался он с Лисиного переулка - сейчас это улица диктора Левитана - и заканчивался у Химзавода. На первом автобусном маршруте работали всего две машины. За первый день работы они перевезли более тысячи человек, за второй - в два раза больше. Об истории владимирского автобусного движения более подробно расскажет Светлана Барашкова.
Первые попытки пустить в областном центре автобус были предприняты ещё в двадцатые годы прошлого века. Идея провалилась - билеты для пассажиров были слишком дороги. Спустя пятнадцать лет городские власти всё же смогли закупить два "Форда". Пуск первого автобуса был запланирован на первое апреля, но это долгожданное событие произошло раньше. Больше всех запуск общественного транспорта ждали рабочие - всё производство тогда было сконцентрировано на Большой Нижегородской, а в тридцать пятом году эта территория была за границами города.
Валентина Титова, краевед
"Люди ходили из города, естественно, пешком. Потому что ездить на извозчике на работу рабочий не мог себе позволить. А в городе были только извозчики. Город кончался, где начинался проспект Ленина - это же была Ямская улица. Там город кончался. И вот почему маршрут начинался с Лисина переулка."
Владимирцы долго привыкали к новому способу передвижения. Привыкали к нему и основные в то время участники дорожного движения - водители гужевого транспорта. Из-за повозок на дорогах областного центра постоянно возникали пробки, рассказывают в краеведческом отделе. Однако, через некоторое время владимирцы привыкли. И без автобуса перемещение до работы не представляли.
Валентина Титова, краевед
"Конечно, автобусы не справлялись. Поэтому самая фраза, которая тогда была в ходу - "мест больше нет". Набивались эти коробочки и всё, больше нельзя. Но тем не менее, они даже не рассчитали, и в первый день всё-таки не хватило билетов у водителя. И пришлось - газета "Призыв" пишет - кондуктор сумела сделать какие-то самодельные билеты."
В военное время все автобусы использовались исключительно как средство перевозки раненых в госпитали. И после сорок четвёртого года автобусное сообщение начало активно развиваться. А в пятьдесят шестом - появились первые троллейбусы. Даже была идея запустить в городе трамвай, но от неё решили отказаться - ландшафт не позволял проложить пути. Сегодня автобусное хозяйство Владимира - это более двухсот семидесяти автобусов, которые обслуживают тридцать маршрутов. 
Светлана Барашкова, Дмитрий Анатольев, телеканал "Вариант".