Герои атомного фронта
28.04.2016
В результате аварии на ЧАЭС из сельхозоборота были выведены 5 миллионов гектаров земель. Тяжёлая техника ликвидировала сотни мелких населённых пунктов...
"Первое впечатление... Ужасно это... не сказать".
Ужас, охвативший Ивана Алексеевича в первые дни работы на станции, остался с ним до сегодняшнего дня. И вряд ли когда-нибудь отступит. Вспоминать о Чернобыльских днях ему приходится каждую минуту. Спасая мир от радиационного удара, защитить себя у Ивана Алексеевича не получилось. Диагноз - заболевание крови. После, как по чёрному графику, чётко каждые пять лет - инфаркт. Сначала ампутировали одну ногу, потом вторую. А недавно Иван Алексеевич перенёс инсульт. Сегодня о Чернобыле вспоминает в самых страшных красках. На станции Иван Алексеевич служил шофёром. В день - один рейс туда и обратно, от станции до могильника. Всё вместе - примерно полчаса времени. Перевозили радиоактивный мусор, землю, обломки, хоронили это всё на огромных площадках. Засыпали землёй или заливали бетоном. Машины ходили цепочкой, по десять штук.
Иван Алексеевич Кормышев ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС
"Нижний грунт снимали, туда ложили плиты, плиты тоже привозили, это 60 км от станции Рыбинск, оттуда брали, ставили машину на ночью с утра ехали с этими плитами".
Иван Алексеевич отвечал за передвижение этих гружёные машины. В злополучный день один из грузовиков отстал, по непонятной причине. К ответу за оплошность призвали Ивана Алексеевича. Самое страшное наказание на Чернобыле - запрет на выезд на станцию. Находясь в воинской части, солдаты так же получали облучение. Только раньше положенного срока уехать не могли. Отсюда - получение дозы радиации свыше положенной нормы. Спустя несколько лет Иван Алексеевич стал инвалидом. Его жена, Алевтина Ивановна, от мужа не отходит ни на шаг, однако бойцовские качества у солдата Чернобыля проявляются и сегодня. Иван Алексеевич может сам помыть и почистить картошку, приготовить обед. Разговаривает сейчас с трудом - последствия недавнего инсульта. Но картины мёртвой зоны отчуждения видит и вспоминает ясно.
"Пятнадцать километров проезжаем от Оранова, и там начинается - жёлтый лес, зелёный, жёлтый, зелёный. Потом пять километров подъезжаем, и все деревья осыпаны".
Иван Алексеевич Кормышев ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС
"И в Припяти был, и в Чернобыле был, он в пятнадцати километрах находится, В Чернобыле в самом, там никто не жил, только одни солдаты были. Капитаны, старлеи, полковники, вот такие".
Каждой годовщины аварии Иван Алексеевич, несмотря ни на что, ждёт с нетерпением. Весь день сидит у телевизора и телефона, принимает звонки сослуживцев. Личные встречи сходят на нет. Чёрная быль перечеркнула жизнь солдата, который на эту атомную войну отправился здоровым и сильным, а вернулся побеждённым морально и физически.